Величественная Гагрская колоннада – удивительное сочетание 45 колонн, восьми ажурных арок в мавританском стиле и четырёх элегантных белых башен – давно стала центром местных преданий. Говорят, что под сводами колоннады можно услышать ненавязчивый хор голосов – тихий шёпот тех, кто когда-то ходил по Приморскому парку.
История гласит, что во время строительства колоннады в середине ХХ века искусные каменщики и архитекторы, трудившиеся над ней, наделили её особой силой. Пока возводились колонны, и арки обретали ажурные формы, рабочие, объединённые красотой общего дела, напевали традиционные песни своей родины: звучали проникновенные абхазские мелодии, армянские песнопения, грузинские баллады, русские частушки. Их голоса, соединённые радостной гармонией, вплетались в каменное кружево колоннады, создавая живую, дышащую светом и счастьем конструкцию, пронизанную радостью общего дела и гордостью за непревзойдённое мастерство.
И когда колоннада была завершена, под её сводами начали происходить удивительные события. Иногда вечерней порой, когда последние посетители уходили из парка, и колоннада оставалась в безмятежном одиночестве, из-под арок начинала доноситься тихая неземная мелодия. Редкие прохожие останавливались, заворожённые, когда мелодия эхом разносилась под сводами колоннады, наполняя воздух ощущением истинного чуда.
Те, кому посчастливилось стать свидетелем пения колоннады, описывают его как невероятный опыт. Говорят, что звуки, сливающиеся в идеальной гармонии, обладают исцеляющей, восстанавливающей силой – успокаивают душу и наполняют сердце глубоким чувством радости и покоя.
По слухам, если встать под сводами колоннады и внимательно прислушаться, для истинно благословенных мелодия может раскрыть глубоко личные сообщения, передавая мудрость или предлагая утешение, убеждая в необходимости жить и радоваться дару жизни.
После войны за независимость Абхазии прекрасная Гагра осталась израненной и избитой, её жители пытались справиться с невыносимой тяжестью невосполнимых потерь и утрат. Среди них были Алан и Наала, две молодые надорванные войной души, чьи жизни были безвозвратно изменены разрушительными последствиями вооруженных столкновений.
Юный Алан ушёл на фронт, когда погибли его жена и маленький сын: его сердце разбилось от бессмысленного насилия, разорвавшего мир на две неравные части.
Осиротевшая Наала, беспомощно наблюдала, как война забрала самую основу её жизни –её семью, – оставив без поддержки в огромном мире, ставшем вдруг жестоким и беспощадным.
Война закончилась, но глубокие раны не заживали, и безвременно ушедшие родные приходили в тяжёлых снах, но не могли вернуться к покинутым ими навеки Алану и Наале.
Однажды погружённые в печаль Алан и Наала почувствовали, что их необъяснимым образом влечёт к прекрасной Гагрской колоннаде, которая чудом выдержала беспощадные удары войны, застыв как маяк надежды в море отчаяния.
Как-то вечером, когда Алан медленно шёл под сводами колоннады, он внезапно услышал тихий звук – небесную мелодию, которая, казалось, проникала в душу и ласкала её.
И там, среди белых ажурных арок, он увидел Наалу – её глаза были прикрыты, а прекрасное юное лицо наполнено выражением чистого восторга. Призрачные звуки, казалось, окутывали её тонкую фигуру. В этот момент Алан почувствовал, как что-то шевельнулось внутри него, проблеск узнавания, искра радости, вырвавшейся из глубин его скорби.
Именно здесь, в изящных мавританских арках, их пути сошлись, направляемые чарующей мелодией, которая, казалось, исходила из самих камней.
Не говоря ни слова, Алан подошёл к Наале, привлечённый тем же очарованием небесной мелодии, которое пленило её. И когда их глаза встретились, их объединил поток понимания, молчаливое признание боли, которую они оба перенесли, и проблеск надежды, которая, казалось, искрилась теперь на прекрасных колоннах.
В последующие дни Алан и Наала обнаружили, что их вновь непреодолимо влечёт к колоннаде, их шаги словно направляла небесная мелодия, что впервые свела их вместе. И, тихо стоя под ажурными арками, они вдруг начали делиться воспоминаниями, их голоса смешивались с призрачным шёпотом и неземной мелодией, окружавшей их.
Но однажды, в ту роковую ночь, когда Наала и Алан стояли в разных частях колоннады, завороженные её песней, послышались громкие возгласы, и Наалу окружила группа нетрезвых мужчин, охваченных тёмными намерениями и недобрыми помыслами.
Услышав крик Наалы, Алан, не колеблясь, бросился ей на помощь. С яростной решимостью, порождённой его храбростью и чувством справедливости, Алан отбивался от нападавших, прикрывая собой дрожащее тело Наалы. Шёпот колоннады перешёл в крик, но разгоряченные дракой мужчины, казалось, оглохли от гнева.
Когда, наконец, Алан разбросал нападавших, и те убрались восвояси, Наала бросилась к нему, и Алан крепко заключил её в нежные, волнующие душу объятия, – их сердца бились как единое целое в ритме чарующей мелодии колоннады на фоне вечной красоты бархатной абхазской ночи. И в этот миг они поняли: их жизни, когда-то разрушенные непреодолимой силой войны, теперь слились воедино под сводами величественной колоннады, и её вечная мелодия стала свидетельством неизменной силы любви, исцеляющей самые глубокие раны.
С той ночи Алан и Наала стали неразлучны, их единение окрепло под сводами Гагрской колоннады под звуки небесной мелодии. Снова и снова приходили они в Приморский парк и, стоя под сводами колоннады, слушали чарующую мелодию, напоминающую о том, что всегда, даже в самые тёмные времена, есть вера – обещание светлого будущего, которое наступит, если мы поможем ему прийти в этот мир.
Итак, когда солнце над Гагрой клонится к закату, и колоннада остаётся одна в своём безмолвном величии, посеребрённая лунным светом, тихая мелодия начинает звучать под сводами её башен и арок, напоминая о приливах и отливах человеческого бытия. А для тех, кто стремится услышать эту музыку, прошлое словно оживает вновь, и изящные колонны как струны небесной арфы вибрируют от историй тех, кто ушел раньше нас, и проводят в наш мир небесную мелодию, свидетельствующую о бесконечных возможностях человеческой памяти, незыблемой силе человечности и единстве жизни земной и небесной.